Восхождение на Чатыр-Даг или мой первый поход в горы.

Побывать в горах я мечтал уже давно, но как осуществить свою мечту? Не скажу что это была мечта моего детства, но всё же эта мысль мне приходила в голову всякий раз когда было упоминание о горах. И всё же удача улыбнулась…

В этом (2007) году решили мы с Машей (моей супругой) поехать в августе к моему другу, в Евпаторию, отдохнуть пару неделек на море, поваляться на пляже, позагорать, покупаться, полюбоваться местными достопримечательностями, поесть местных фруктов и просто отдохнуть. В нормальном отпуске я не был уже очень давно и даже еще дольше. Отдых – штука необходимая, так что решили-таки подарить себе любимым драгоценные дни отдыха. А побережье Крыма, мягко говоря, известно своим гостеприимством, ласковым морем и жарким солнцем.

Единственное, чего я не знал раньше о Крыме, так это то, что там есть горы! А они там есть и еще какие! А мой друг, Дима, давно звал меня к себе в Евпаторию летом, как раз покупать, позагорать, а заодно и в горы сходить. И вот свершилось!

Подъем в 3 часа утра. Город еще спит и на улице тишина. Завтрак и последние приготовления. Впереди дальняя дорога. Крым покрыт горам на юго-востоке полуострова, поэтому наш путь лежал из Евпатории на электричке до Симферополя, а оттуда по горной троллейбусной трассе Симферополь-Ялта, до Ангарского перевала – начальной точки нашего восхождения. В одну сторону больше 100 км. Горная троллейбусная трасса в Крыму вообще отдельная тема для рассказа, но грандиозность проекта впечатляет. Мало того, что в горах проложена превосходная дорога, связывающая города побережья, но помимо этого создана горная троллейбусная трасса. Это просто удивительно. По этой трассе ездят и раритетные советские троллейбусы. Впечатление незабываемое. Это не тот Питерский троллейбус в час-пик, а цивилизованный троллейбус, хоть и с советских времен, но все места сидячие и билеты на каждое место продается индивидуально. Шутка-ли, ехать около 2 часов по горной трассе с ёё затяжными спусками и подъемами.

Около 8 утра мы прибыли на Ангарский перевал. Уже там открылись восхитительные виды Крымских гор. Строго говоря, Крымские горы не являются рекордными по своей высоте, пиковые высоты находятся примерно на 1500 метрах. Но, во-первых, мне не с чем было сравнивать и, во-вторых, уже по дороге к Ангарскому перевалу из окна троллейбуса открываются такие захватывающие виды, что дух захватывает от величия природы.

Перед началом подъема было решено сделать небольшой привал и позавтракать. Мы вошли в лес и подкрепили свои силы перед предстоящим восхождением. Примерно через час, подкрепившись бутербродами, фруктами и чаем мы выдвинулись на покорение Крымских гор.

Нашим опытным проводником был дядя моего друга – Сергей. Таким образом в поход мы пошли впятером: я, Маша, мой друг Дима, его девушка Галя и самый опытный из нас - Сергей. Мы с Машей вообще никогда в горах и подобных походах не были, так что мы были лишней головной болью для опытных Сергея и Димы, но честно заранее об этом предупредили. Маршрут был выбран наиболее простой, без лишнего экстрима, так сказать ознакомительный. Было решено пройти по горному массиву Чатыр-Даг от туристической базы до вершины - Эклизи-Бурун (1527 метров) и обратно по другому маршруту до турбазы. В итоге мы поднялись почти на 800 метров относительно Ангарского перевала (он находится на высоте 752 метра над уровнем моря), а абсолютно почти на 1527 метров над уровнем моря.

С первых секунд подъема стало ощущаться, что мы идем в горы! Нагрузка на ноги началась с первых шагов, а закончится он только через 10 часов пути. Этого мы тогда еще не знали…

Подножье Чатыр-Дага покрыто довольно густым и уникальным лесом. Дело в том, что данная территория является заповедной и тому есть свои причины. Одной из них является уникальная растительность. Некоторым деревьям заповедника не одна сотня, а может и тысяча лет, поэтому они требуют защиты от варварства людей. Лес защищал нас от солнца на половине пути к вершине. Солнце в Крыму жарит безжалостно, особенно в период с 11 до 15 часов, а в горах оно еще активнее. И часть пути нам удалось проделать в тени, заодно мы смогли полюбоваться уникальными горными лесами. Там же мы нашли горный родник с чистейшей и холодной водой. Утолили жажду и пополнили наши запасы воды. Стоит отметить, тот факт, что мы были в лесу не исключает процесс подъема, мы по прежнему шли наверх по горной тропе. Каждый шаг давался значительно сложнее, чем просто прогулка по парку – мы находились в горах! При этом были и очень положительные моменты. Как я уже упоминал, это вода из горного родника – вкус воды просто незабываемый, кроме воды в горах чистейший воздух, а выходя на горные поляны запах цветущих трав был просто восхитителен.

Но через несколько часов, на выходе из леса, мы с Машей поняли, что не совсем корректно рассчитали свои силы и та заманчивая прогулка в горы, какой она казалась нам в начале, в итоге оказалась работой до седьмого пота. Оглядываясь назад теперь я знаю, что в тот день сам безусловно пошел бы в горы, но Машу пока брать бы не стал. Всё-таки не все девушки способны на такие подвиги, но скажу сразу, что в итоге Маша справилась с поставленной задачей, пусть и не без некоторых сложностей, но она молодец и я горжусь ею! Тем, кто тоже никогда не был в горах, но думает об этом, сразу хочу сказать, что даже такое восхождение, казалось бы, 1500 метров над уровнем моря, есть и 8000… но даже 1500 метров требуют очень хорошей физической и моральной подготовки, выдержки, силы воли и веры в себя. Надо быть готовым к большим физическим, а может быть еще и моральным нагрузкам.

Впереди был один из сложнейших этапов восхождения – подъем на плато. Он осуществлялся под очень приличным углом, на мой взгляд там было градусов 75 (на самом деле меньше, но в тот момент казалось что вообще почти 90). Под ногами были камни и земля, сверху сзади палило обжигающее полуденное солнце, а вокруг ни одного деревца. И только прохладный ветерок время от времени спасал положение, но все равно не спасал от солнца. На выходе из леса мы всё же намазали открытые участки тела кремом от загара, не знаю что было бы если мы не взяли этот крем.

Каждый шаг подъёма давался с большим трудом, я боялся представить что чувствовала Маша. Угол подъёма был довольно большой и поэтому постоянно казалось, что вот уже и вершина, но через 20 метров открывались всё новые и новые метры подъёма, что не прибавляло оптимизма. При этом Дима, Галя и Сергей держались молододцом и всячески подбадривали нас, но я уже в лесу начал волноваться за Машу и эти тревожные мысли не давали мне покоя.

Шаг за шагом, преодолевая драгоценные метры по раскаленной земле мы приближались к вершине. Я реально ступнями чувствовал какая горячая земля, она обжигала мне ноги! И вот наконец мы плавно взошли на плато. Наверху нас встретила стоянка для туристов, сделанная из камня. Сооружение представляет собой окружность диаметром метров 7 и высотой около 1,5 метров, собранной из камней. Она была создана туристами, как ограждение от ветра, чтобы можно было сделать привал и разжечь в центре костер, приготовить пищу и согреться ночью. В двух шагах расположен огромный каменный тур – это гора камней, рукотворный памятник, напоминающий о том, сколько людей побывало на этом месте – почти каждый турист внес свой вклад в создание этого тура – положил и свой камень к остальным. И мы не были исключением, поддержали старую добрую традицию. Но помимо этого тур также является и ориентиром для путешественника. На некоторых горных массивах окружающая природа настолько однообразна или пустынна, что "привязаиться" просто не к чему и без спутниковой системы навигации определить своё местоположение сложно. В таком случае ориентирами служат такие вот каменные туры.

Взойдя на плато нам открылся удивительнейший вид, практически равнина, местами конечно присутствуют и горы, но после того подъема, что мы преодолели можно считать эту местность равниной. Как оказалось, чтобы достигнуть пиковой точки - Эклизи-Бурун, после грандиозного подъема было необходимо преодолеть еще довольно приличное расстояние почти по равнинной местности, с небольшими подъемами и спусками. Красота окружающей природы действительно поражала и местами дух захватывало, особенно, оборачиваясь временами назад можно было рассмотреть побережье, город Алушту и прилегающую территорию. К тому же, поднимаясь выше открывались новые горизонты, а старые каким-то образом преображались. При этом, Чатыр-Даг не единственный горный массив, рядом с ним располагаются и другие горные массивы, вид на которые открывался с каждым новым шагом. Жаль, что над большой частью территории парила легкая дымка, что не позволяло насладиться видами на все 100%, но и то, что было доступно нашему взору поражало воображение.

Идя по равнине я пытался прикинуть, сколько сил нам еще понадобиться, чтобы преодолеть это расстояние, взойти на пик и после этого вернуться обратно к турбазе. А ведь я понимал, что спуск будет сложнее подъема. В принципе, за себя я не беспокоился, хотя признаться уже прилично подустал, но за Машу волновался уже серьезно. Ноги у меня уже побаливали довольно сильно, я представлял как себя чувствует сейчас моя жена… и мои опасения оправдались. Всё же физические нагрузки дали о себе знать и примерно за 15 минут до привала у Маши был лёгкий срыв. Но нам с Димой удалось вернуть всё на круги своя, а примерно часовой привал дал свой положительный результат. Не могу сказать, что мы были как новенькие, но отдохнули хорошо. Расположились мы у подножия Эклизи-Бурун, под одним из немногочисленных деревцев.

После небольшой, но вкусной и в достаточном количестве, трапезы было решено желающим совершить восхождение на пик. Желающих оказалось двое – Галя и Дима. Я предпочел поберечь силы, оставив покорение пика на другой раз, т.к. обратная дорога была мне неизвестна. А подниматься на вершину Эклизи-Бурун – думаю это еще метро 100 над уровнем моря, не меньше. В такой ситуации эти 100 метров могли быть решающими, а я шел не один и рисковать было нельзя.

По возвращении покорителей вершин мы выдвинулись в обратный путь. Галя и Дима взяли и наш фотоаппарат, так что всё же видами на фото и видео мы полюбовались, но всё равно фотография никогда не заменит настоящих, живых пейзажей Крымских гор. Но впереди была не менее сложная часть пути – спуск с гор. И до его начала надо было еще добраться. А для этого было необходимо еще много раз подниматься и спускаться. Кстати, уже на самом плато открылись восхитительные скалы, колодцы, ущелья, чего не было внизу. Это было приятной неожиданностью. Временами приходилось почти карабкаться вверх по крутым тропинкам в скалах. Действительно довольно интересно.

И вот наконец начался первый этап спуска. Довольно приличная гора, по моим прикидкам метров 250-300. Покрыта растительностью: травой, можжевельником, ну и помимо растительности местами еще и камнями. А склон градусов так под 60. Сразу же почувствовалась усталость в ногах, так как при подъеме работают одни группы мышц, а на спуск уже другие. Потихонечку, осторожно начали спускаться, но уже надо было торопиться. В горах темнеет рано, быстро и неожиданно. К тому же над соседней Димерджи уже стали доносится раскаты грома и совсем не хотелось еще и попасть под дождь с грозой в горах – хуже не придумаешь.

Спустившись ниже открылась очередная потрясающая картина. Практически отвесный обрыв по правую сторону!! Как потом оказалось, нам предстояло по нему спуститься обратно в лес, - это был второй этап, но пока мы этого не знали и наслаждались видами. Такое я видел только на картинках. Мы шли вдоль обрыва в поисках тропы для спуска. И каждый неверный шаг на самом деле мог стоить нам жизни. Находясь примерно в метре, а иногда и меньше от пропасти чувствуешь себя действительно необычно. Появляется какая-то легкость, чувство слияния с природой, осознанность того, что ты лишь часть этой природы…

И вот нашли более-менее удобную возможность спуститься и десант пошёл. Шаг за шагом, метр за метром, от камушка к камушку, от деревца к деревцу, страхуя себя и ближнего мы спускались вниз. Время было уже около 18-19 часов. Спуск действительно был довольно опасен. Я с одной стороны был рад, что одел на ноги легкие кеды, но особенно в процессе спуска ощутил все прелести мягкой, почти стертой подошвы без какого-либо протектора, как в чешках – чувствовалась не то что острая кромка, а песчинка на земле, плюс ко всему незабываемый эффект скольжения. Но ничего, были и свои плюсы – кеды почти ничего не весят по сравнению с кроссовками или другой обувью, в них не жарко, обувь спортивная и ко всему я к ним привык. Но второй раз бы их в горы не одел.

Когда мы спустились с отвесной скалы мы попали в лес. Вокруг уже начало темнеть и мы торопились выйти к турбазе и на шоссе. Кстати, мы брали с собой воду из расчета примерно 1,5 литра на человека, но к этому времени запасы уже почти кончились. И нам по пути встретилось несколько родников. Это было очень кстати. Родниковая вода, как никакая друга, способна восстановить силы и вернуть волю к жизни. Пройдя по лесу еще около часа мы в итоге вышли к турбазе, а еще через 10 минут на шоссе. Поймали автобус, загрузили рюкзаки и поехали в Симферополь. Практически наше путешествие подошло к концу. Хотел бы только отметить, что в только автобусе я ощутил сильное жжение в области икроножных мышц, а дома понял в чем дело. Пока мы поднимались по склону солнце светило нам в спину и ничем не прикрытые ноги в шортах просто загорали! Эффект был заметен когда я снял обувь!

Домой в Евпаторию мы добрались ровно к 12 ночи. В итоге наше путешествие заняло примерно 21 час. В сухом остатке мы получили незабываемое впечатление от природы Крымских гор, горные виды и пейзажи, незабываемый горный воздух и вода родников, проверка себя, своих сил, силы воли и просто прекрасно проведенные часы. Теперь я с восхищением смотрю на людей, которые покоряют более высокие горы – это действительно подвиг. К тому же действительно стал понятен смысл песни о друге в исполнении В. Высоцкого. А с моими друзьями можно куда угодно - и в горы, и в огонь, и в воду!